На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Политлох

67 подписчиков

Я против разговоров о необходимости возрождения деревни

Наша конференция посвящена проблемам Русской глубинки.

При этом я бы хотел отделить проблемы, связанные с надеждами на возрождение Русской деревни, от проблем Русских провинциальных городов.

Не случайно делаю акцент именно на этом, поскольку разговоры о необходимости возрождения Русской деревни считаю запоздалыми.

Именно «Русская деревня» уже разрушена.

Давайте смотреть на вещи трезво.

Для того, чтобы заставить горожан кардинальным образом менять свой жизненный уклад, необходимо чтобы люди были мотивированы как минимум экономически и мировоззренчески.

Горожанин, переезжая из города в деревню, должен быть уверен в том, что его работа с утра до вечера будет вознаграждена соответствующим образом.

Т.е. этот человек должен не просто обладать прекрасным физическим здоровьем и навыками крестьянского труда, необходимыми для эффективного ведения фермерского хозяйства, но и отлаженным рынком сбыта своей продукции, что обеспечило бы достижение экономических целей переезда из города в деревню.

Но практика показывает, что экономически более успешными являются не крестьяне-фермеры, а агрохолдинги, т.е. капиталисты, использующие труд наёмных работников. И трудно себе представить, чтобы фермер мог экономически конкурировать с капиталистом, использующим труд батраков. Ну, если назвать вещи своими именами, то наёмных рабочих нужно позиционировать именно в таком качестве. Не думаю, что русские патриоты, искренне болеющие душой за возрождение Русской глубинки, желали бы видеть себя и своих близких в качестве обычных наёмных рабочих агрохолдингов.

(Хотя я ничего не имею против такого способа решения проблемы продовольственной безопасности государства, нужно же быть реалистами).

Но обычно, говоря о возрождении Русской деревни, речь заходит даже не о фермерстве, но о некой попытке возрождения деревенской общины. Думаю, что в таком случае акцент будет перемещаться с экономической мотивации на идейную.

И действительно, некоторое количество наших единомышленников сознательно выбирают бегство из города в глушь. Но надо понимать при этом, что люди, поступающие таким образом, воодушевлены либо эко-идеологией, либо мотивированы антиглобалистскими побуждениями.

Тут вспоминаются 90-е годы, когда нормой в православном сообществе – неофитском тогда ещё – был культ выращивания огурчиков. И вот обладатели одного или нескольких высших образований устремились на лоно природы, не подозревая ещё того – какой объём непривычного физического труда им просто необходимо будет совершать ежедневно без праздников и выходных. В качестве необходимого, но недостаточного. Не предполагали и того, что такие общины будут подвергаться и собственно духовным искушениям – от элементарного сектантства до неоязычества. Мало того, что были переломаны судьбы людей, так ведь ещё и в городах – в научных и культурных организациях – были освобождены места под солнцем для представителей других народов и культур. А потом мы жалуемся на засилье тех или этих.

И вот, говоря о бегстве из агломераций, я бы – исходя из личного опыта – советовал не искать потаённого Китеж-града, а селиться в райцентре, где можно относительно недорого (по столичным меркам) купить и достроить частный домик с некоторым количеством землицы. И пытаться прилагать некоторые усилия к тому, чтобы спасти то, что ещё можно спасти. Имею в виду уездные наши городки, райцентры. Здесь же можно неподалеку организовать и семейное крестьянское хозяйство.

В райцентрах есть не только бесперебойная мобильная связь, но тут пока ещё есть поликлиники, и поэтому не нужно будет убивать целый день для того, чтобы решить элементарный вопрос медицинского характера. Это, кстати, одно из необходимых условий для того, чтобы можно было говорить о реализации многодетности. Я знаю, о чем говорю, потому что сам многодетный отец. Потому что здоровье сейчас у нашего народа отнюдь не богатырское, и приводить эпические примеры рожаний в стогу сена я бы поостерёгся.

И потом, если мы хотим, чтобы русские дети могли конкурировать с детьми других народов России, мы должны дать возможность получить ими более-менее нормальное образование. Которое деревня сегодня дать просто не может в принципе.

А вот райцентр – может. Художки-музыкалки-секции-кружки – всё это есть в райцентрах, но ничего этого нет в деревнях.

Потому что если дети городского «крестьянина-конвертита» не захотят жить в деревне, а захотят получать какое-то иное образование, то каков будет у них багаж знаний?

И что, опять будем винить тех или этих?

Автор этих строк совершенно сознательно переселился в своё время из большого города в городок провинциальный, ибо мотивирован был вещами идеологического порядка. Моя жена переселилась в городок провинциальный из умершей деревни (и куда она не вернётся ни за какие коврижки), руководствуясь даже не экономическими мотивами, а вопросом выживания.

И наш опыт однозначно говорит о том, что жить можно не только в Москве и Питере, но и в Новозыбкове, и этот Новозыбков можно и должно спасти от исчезновения в самом обозримом будущем. А вот разговоры о реанимации общинного деревенского уклада считаю утопическими и не полезными. Если, кончено, мы хотим что-то сделать, а не поговорить.

 

Павел Вячеславович Тихомиров, публицист, общественный деятель, помощник главного редактора «Русской народной линии»

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх