И снова здравствуйте

5 июня "Новатэк", Газпромбанк и Sinopec подписали юридически обязывающие базовые условия соглашения о создании в Китае совместного предприятия по реализации СПГ и природного газа на внутреннем рынке КНР. Естественно, у нас эта новость подана на приподнятых тонах и крайне оптимистично. Но на самом деле оптимизм как минимум преждевременен.

369880.742xp

Есть две проблемы. Первая - вполне привычная. Под разговоры о слезании с сырьевой иглы мы на нее насаживаемся всё глубже и глубже. И никаких иных сценариев нет и не предвидится.

Вторая проблема заключается в том, что российский СПГ - это своего рода "подушка безопасности". В ситуации, когда газовая монополия Газпрома в Европе доживает последние годы, и проекты "Потоков" провалены, спешное наращивание мощностей СПГ может позволить режиму удерживать европейский рынок в целом, восполняя провал на поставках по трубе поставками сжиженного газа.

То, что "Потоки" - провал, очевидно. Две новые системы - Турецкий поток и Северный поток-2 в исходных параметрах должны были перекачивать в Европу 155 млрд кубометров. Сегодня речь может идти только о 70, меньше половины. 85 миллиардов "усохли" в процессе: Северный поток-2 будет урезан со 110 до 55 млрд, так как буквально недавно подпал под действие Газовой директивы ЕС, Турецкий поток сохранил только две трубы, но одна идет на внутренний турецкий рынок, а в Европу - только 15 млрд. При этом Турция стремительно сокращает потребление российского газа, переводя закупки из трубы в СПГ третьих поставщиков. Падение уже ощутимо. Специфика Турецкого потока в том, что излишек газа из одной трубы Потока невозможно перебросить на европейское направление в другую трубу - транзитная труба в Европу только одна, и она имеет лимитированный объем. Это означает, что излишки газа придется продавать Турции для того, чтобы она заполняла им трубу ТАНАП - конкурирующего Турецкому потоку проекта. Поэтому-то турки предельно жестко выбивают скидки для своего внутреннего рынка, обеспечивая себе будущую маржу при продаже российского газа в Европу по системе Южного газового коридора ЕС, который конкурирует с Газпромом. Турки вообще гениально развели недалекого Путина. В конечном итоге он будет конкурировать сам с собой, а доход получит Эрдоган. Не зря турки свирепо давят все попытки российских войск прорваться к сирийско-турецкой границе, не давая Путину ни единого козыря в его мусорной колоде. (Впрочем, Путина вообще разводят все, кому не лень: буквально вчера товарищ Си получил два миллиона гектар российской тайги за двух панд. Причем даже их он сдал в аренду, а не на совсем.)

Но самое интересное в "Потоках" то, что даже в самом оптимальном варианте срок их окупаемости должен был составить не менее 20-25 лет. В нынешнем варианте они убыточны навсегда: их невозможно окупить до того, как трубы "Потоков" истлеют. Впрочем, это не проблема: убытки покроет российский бюджет. Бабушки обойдутся, Газпром - важнее.

И всё это пока без учёта того, что в 20-24 годах США планируют стать третьим, а то и вторым поставщиком газа в Европу. Подвинув всех. Так как Газпром - крупнейший поставщик сегодня, то его подвинут сильнее всех. И это теперь понятно даже Миллеру, который всего-то пять лет назад оптимистично заявлял о том, что сланцевый проект США - блеф и миф. Впрочем, чего ожидать от человека, ни дня не проработавшего в отрасли и поставленного сразу ею руководить.

При сложившихся обстоятельствах СПГ-проекты - единственный способ зацепиться за европейский рынок и компенсировать системные провалы. Но теперь, как видно, все снова меняется. Теперь новое судорожное метание - обратно в Китай.

Нужно вспомнить, что "разворот на Восток", которым бредило российское руководство несколько лет назад, издал неприличный звук и запах и исчез из лексикона. Почему - понятно, хотя это было понятно еще до того, как эта странная идея вообще родилась в воспаленном мозгу руководства.

Китайский рынок большой, но крайне сложный. Он уже поделен в плане поставок газа. Крупнейшие поставщики СПГ - Катар и Австралия - успешно насыщают его, что привело к падению цен: в 2014 они были на уровне 600 долларов за 1000 кубометров, в начале 18 года свалились к 270 долларам. При этом широко разрекламированная "Сила Сибири" с точки зрения китайцев как раз и должна была выполнить задачу сбить цену и аппетиты основных поставщиков. Однако падение цены на нефть и без "Силы Сибири" справилось с этой задачей, а потому интерес к ней у китайцев угас.

Кроме того, учитывая предельно варварское отношение Китая к собственной экологии, нельзя забывать и о масштабных проектах внутренней добычи собственного газа - в основном сланцевого. Китай намерен из этого источника черпать всё увеличение спроса на газ, которое, кстати, обещает быть весьма масштабным в связи с необходимостью перевода электростанций с угля на природный газ.

Фактически соглашение с Россией, реанимирующее "поворот на Восток", вызвано сугубо сиюминутной ситуацией - напряженными отношениями с США. Китайцам нужен инструмент давления на Трампа в торговой войне. Нужно продемонстрировать, что они могут заменить американский газ на альтернативный. Что означает неприятную для российских компаний вещь - как только Китай и Штаты договорятся и прекратят войну, надобность в этом инструменте (то есть, в них) отпадет. Предположительно, новый баланс между Китаем и США будет достигнут года через три: китайцы будут ждать итогов выборов в США, и если Трамп на них победит, то вероятнее всего, им придется соглашаться на большую часть его условий.

Проблема в том, что изъяв СПГ из баланса борьбы за европейский рынок, Россия к 23-24 году, когда и он будет заново поделен, уже не успеет вернуться. Трубопроводный газ к тому времени сократится в объемах, а СПГ-проекты перехватят американцы. А воевать сразу на два фронта у Кремля ресурса нет, да и известно, чем заканчиваются две одновременные войны - общим поражением.

Вот это обстоятельство и вынуждает осторожно относиться к воплям радости от заключенных с Китаем новых соглашений. Китай - настолько специфический "партнер", что любой договор с ним крайне рискован. А уж если вспомнить интеллектуальный уровень кремлевских, то риски возрастают до совершенно неприличных значений.

 

Эль-Мюрид

Источник ➝

Подачки власть не оправдают: Старики с пенсией в 9000, шесть тратят на ЖКХ

Депутат от фракции КПРФ Юрий Афонин о том, что спасет от разбоя коммунальщиков

После отставки правительства Медведева сразу после послания президента Федеральному Собранию на должность премьер-министра был предложен глава ФНС Михаил Мишустин. Тогда перед голосованием налоговик посетил фракции парламентских партий и ответил на вопросы депутатов. В том числе и депутатов от фракции КПРФ. Ответы кандидата на вопросы, касающиеся дальнейшего социально-экономического курса, коммунистов не удовлетворили.

Как результат — преемник Медведева не получил голоса депутатов-коммунистов.

А как сегодня во фракции оценивают первые шаги правительства Мишустина?

— Конечно, месяца мало, чтобы давать оценки какой-то работе,, потому что на самом деле события, связанные со сменой правительства, с одной стороны, для многих оказались неожиданными, — говорит заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Государственной Думы Юрий Афонин. - С другой стороны, КПРФ считали, что надо менять и курс, и правительство, которое не справлялось даже с теми задачами, которые ещё в предыдущем послании ставил президент. Была «Стратегия-2020». Обещанного к двадцатому году процветания нет, майские указы не реализованы, запуск национальных проектов показал, что почти триллион рублей оказался невостребованным, программа тоже пробуксовывает.

Поэтому нужно было не только сменить правительство, но самое главное — сменить курс. Вот сейчас правительство поменяли, надеемся, что оно с точки зрения исполнительской дисциплины будет более грамотно подходить к решению задач. Но, тем не фракция КПРФ не голосовала за Мишустина при утверждении на должность председателя правительства, мы воздержались.

Потому что ни тогда, ни сейчас пока не можем оценить вектор, курс. А курс — важнее конкретных лиц. Не ясно: это курс на развитие экономики, создание рабочих мест, производства, поддержки населения, борьбы с бедностью или же — курс на выкачивание денег у населения, работа во имя интересов крупных олигархических структур.

Поэтому если реально говорить об оценке деятельности правительства Мишустина, то это я думаю, что должен пройти примерно год. То есть под конец 2020 года мы должны посмотреть, в том числе на один из ключевых показателей, которые характеризуют деятельность правительства: это рост темпов экономического развития, выход России в ведущие мировые державы. Но без решения ключевых экономических задач это сделать невозможно.

С другой стороны, многое зависит от Минфина. А у нас в Минфине, правда уже не в должности первого заместителя, сидит бухгалтер, задачи которого минимальное количество денег направить на развитие экономики, а максимальное сложить в кубышку, до так называемых худших времён, а худшие времена могут прийти в любой момент, если не развивается экономика и не заработала промышленность. Поэтому будем смотреть. Пока по каким-то параметрам оценивать очень сложно.

«СП»: — Вы говорите о неопределенности курса, но Михаил Мишустин дал понять, что ничего менять не надо, работа, проведенная Дмитрием Медведевым, их устраивает, и они просто будут более эффективно работать в этом же направлении.

— В заявлении звучит корпоративная солидарность. Не надо надеяться, что кто-то из власти будет предъявлять к нему претензии, критиковать. Тем более после недавнего интервью президента Путина, где он сказал, что они с Медведевым друзья, хорошо друг друга понимают. Да и назначение Дмитрия Анатольевича на столь важный ключевой пост заместителя руководителя Совета безопасности подтверждает, в целом это одна команда президента Путина.

Хотя, с другой стороны, важно не то, кто как оценивает деятельность предыдущего правительства. Тот же Кудрин, глава Счетной палаты, после отставки Медведева достаточно нелицеприятно отозвался об эффективности использования средств, финансовой дисциплины и так далее. Вопрос в том, что будет делать обновленный кабмин для улучшения экономической ситуации.

Мишустин во время встречи с нашей фракцией в Государственной Думе перед голосованием прямо заявил, что считает нецелесообразным введение прогрессивной шкалы налогообложения, не поддержал наше предложение о пересмотре антинародной пенсионной реформы. Поэтому после этого разговора мы и не голосовали, не поддержали кандидатуру Мишустина в качестве главы правительства.

Ключевая задача — это экономический рост. Президент в своём послании выразил необходимость поддержки через систему различных материальных выплат малообеспеченных слоев населения. Но это предполагается делать только через социальные выплаты.

Одними социальными выплатами развитие страны невозможно обеспечить. Для человека важна его заработная плата, пенсия. Если будут создаваться новые производства, расти заработная плата, то, возможно, и социальные выплаты в том объеме не нужны. Человек сам может на свою зарплату купить всё необходимое для своей семьи.

А если заработная плата низкая, прожиточный минимум 12.000 рублей и на этом уровне находится МРОТ, а жилищно-коммунальные услуги съедают почти половину дохода, то какие могут быть темпы развития, откуда будут появляться новые рабочие места? Эти самые 20 миллионов высокотехнологичных рабочих мест, о которых мы слышим не один год. Если экономика сохранит сырьевой характер, а деньги за проданные нефть, газ, уголь будут загоняться в кубышки, КПРФ против такой политики.

«СП»: — Вы помянули Алексея Кудрин. С чем связаны его постоянные негативные оценки Медведева, даже сейчас, после его отставки? Идет борьба за власть?

— В свое время Кудрин и Медведев были в одной правительственной команде, там часто «искрило». Уход Кудрина, думаю, был связан, в том числе, и с позицией Медведева, и с их межличностными отношениями. Другое дело, что Силуанов и Кудрин - это представители ультралиберального крыла в правительстве, и с ними связано торможение экономики: закачивать деньги не в экономику, а в кубышку, размещать свободные средства в западных ценных бумагах и так далее.

Им не удалось нормализовать систему, чтобы из страны не выкачивались деньги и не уходили через офшоры на западные счета. Экономика теряет огромные средства. У нас только по официальным оценкам более 20 миллионов человек нищенствует, а 3% владеют 90% национального благосостояния — это приговор любому правительству.

У нас банковский капитал доминирует и самые большие прибыли у госбанков. А основную прибыль должны приносить промышленные предприятия. Но банковский сектор не хочет, в том числе, финансировать производство. От этого низкие зарплаты, теневая экономика, неуплата налогов, частое использование фактически полу-рабского труда.

«СП»: — На фоне всего этого мы наблюдаем рост тарифов ЖКХ. Насколько экономически обоснованы счета за услуги ЖКХ?

— В поправках в Конституцию, предложенных КПРФ, говорится, что расходы на жилищно-коммунальные услуги должны быть не больше 10% от совокупного дохода семьи. За последние 20 лет тарифы взлетели в 30 с лишним раз, а доходы в 6,5, но это — чисто формальные доходы. Потому что из-за инфляции реальные доходы населения не растут уже шесть лет.

На одном из приемов жителей ко мне пришла женщина, одинокая, у неё пенсия 9.000 рублей, жилье топится углем, в зимний период ей примерно нужно 6.000 рублей, чтобы обеспечить теплом жилье. В итоге у неё на еду остаётся 100 рублей в день. Вот такое у нас «социальное» государство.

Антимонопольная служба отрегулировать тарифы, чтобы остановить рост цен на услуги ЖКХ почему-то не может. Тарифы завышаются, при этом растет и процент у банков при переводе оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Почему банки паразитируют на платежах за жилищно-коммунальные услуги, которые и так завышены? КПРФ разработала и внесла на рассмотрение законопроект о запрете взимания банковской комиссии при оплате жилья и коммунальных услуг.

Мы так же обратились к Мишустину навести порядок в системе начисление платежей и контроля, самое главное — жилищными инспекциями, которые есть в каждом регионе страны — в работе управляющих компаний. Сейчас контролирующие органы не имеют иногда полномочий для решения обращений граждан. Основные злоупотребления связаны с тем, что иногда управляющая компания завышает платежи населения. Показатели счетчиков тепловой энергии — общедомовых счётчиков часто искажаются. Нет достоверных сведений о площади многоквартирных домов. Кто предоставляет сведения о площади многоквартирных домов — сами управляющие компании в соответствии с паспортами. У нас долгое время в этой документации был полный бардак. Поэтому мы попросили, среди других требований, правительству разобраться с тарифами.

Но у нас много проблем в развитии страны связано с так называемым свободным рынком — наследием Ельцина, гайдаровской-чубайсовской команды, навязанном нам в 90-е годы. Был принят Госдумой закон о стратегическом планировании, но, к сожалению, он не работает в российских реалиях. Поэтому в сфере ЖКХ требуется серьезное переосмысление и решение накопившихся проблем за многие годы.

 

Майя Мамедова

Эксперт разъяснил доклад о страхе россиян в случае ухода Путина

Загружается...

Популярное в

))}
Loading...
наверх